8 (800) 707-50-11
|
личный кабинет
f
ВТОРОЙ ФОРУМ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕГИОНОВ
8-9 июня 2017 | Красногорск

Зверева Наталия Ивановна, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

Второй Форум социальных инноваций станет очередной площадкой для обсуждения вопросов развития социального предпринимательства.  О ключевых тенденциях в развитии сферы в России рассказала директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева

1) Как вы оцениваете состояние социального предпринимательства в России?

С каждым годом число социальных предпринимателей в нашей стране только увеличивается. По нашим предварительным оценкам, сегодня в России насчитывается около 125 000 социальных предпринимателей. Учитывая то, что 10 лет назад мы собирали проекты в ручном режиме – рынка тогда как такового не было – это неплохой рост.

Проекты становятся более проработанными, более устойчивыми. Видно, что люди, создающие сегодня социальный бизнес, гораздо лучше информированы о том, что это такое, как это работает, какие законы и механизмы здесь задействованы. Если 5-6 лет назад авторы проектов действовали в основном по наитию, по крупицам собирая нужную информацию, и время от времени изобретая велосипед, то сегодня они гораздо лучше информированы, лучше понимают, что и зачем они делают. Во многом этому способствовала и наша работа – так, в 2014 году мы создали «Лабораторию социального предпринимательства», обучение в которой к настоящему времени прошло более 90 тысяч человек.

Кроме того, проекты стали более масштабными, у них выше потенциал тиражирования: сегодня, задумываясь о запуске социального предприятия, человек зачастую заранее задумывается о том, как он будет развивать свой проект, как сделать так, чтобы охват его деятельности и ее эффект были максимальными.

Ну и наконец, мы видим, что социальные предприниматели все чаще задумываются не только о сути проекта, но и о его «упаковке». Социальные предприниматели стали задумываться о маркетинге продукта, о том, как его лучше подать и продать, как рассказать о нем людям.

Предполагаю, что социальному бизнесу в ближайшие годы предстоит сыграть одну из главных ролей в решении социальных и экономических проблем нашей страны. Уже сегодня примеры того, как социальное предпринимательство изменяет лицо малых российских городов, множатся день ото дня.

Уверена, что социальное предпринимательство в ближайшие несколько лет будет расти как количественно (число предприятий, объемы производства и выручки), так и качественно, охватывая все новые сектора, что вполне соответствует общему тренду на структурную перестройку экономики. Кроме того, у социального бизнеса в регионах, как мне кажется, есть еще одна немаловажная миссия — формировать новый, позитивный образ предпринимателя в глазах местных сообществ, создавать «моду» на созидательную, деятельную гражданскую активность.

2) Каковы отличительные особенности социального предпринимательства? В чем заключается суть социального предпринимательства? Почему социальный бизнес – это не благотворительность?

Социальное предприятие отвечает таким ключевым требованиям, как социальная миссия, которая является основой деятельности всей компании, финансовая устойчивость и самоокупаемость, инновационность подхода, потенциал тиражируемости и предпринимательский подход к решению всех задач.

Социальный бизнес находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательский подход.

Ключевым отличием социального предпринимательства и благотворительности является то, что социальный бизнес не нуждается в постоянных финансовых вливаниях извне, ему не нужны финансовые доноры. В основе такого бизнеса лежит устойчивая финансовая модель, он сам умеет зарабатывать средства, необходимые для реализации его миссии. В то же самое время благотворительные проекты нуждаются в постоянных вливаниях извне, им нужна постоянная подпитка – будь то фандрайзинг или системная помощь конкретных меценатов. 

3) Каким образом Фонд «Наше будущее» поддерживает социальный бизнес? Это финансовая, организационная, административная, экспертная поддержка? Какие виды поддержки социального бизнеса наиболее востребованы сегодня в России?

Фонд «Наше будущее» выделяет финансирование в виде беспроцентных целевых займов на проекты в сфере социального  предпринимательства. Все проекты, поступающие фонд, проходят через  Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель». Каждый проект, претендующий на победу, должен соответствовать основным критериям:

  • решение, либо смягчение актуальной социальной проблемы, существующей в регионе;

  • финансовая устойчивость бизнеса;

  • предпринимательский подход к решению социальной проблемы;

  • инновационная составляющая в решении социальной проблемы или в организации бизнеса;

  • потенциал тиражируемости проекта, т.е. возможность его реализации в других регионах страны.

Конкурс проходит в несколько этапов (подача заявки, техническая экспертиза, подготовка бизнес-плана, выезд на проект и экспертная оценка, защита проекта и его утверждение конкурсным комитетом) в онлайн-режиме во всех регионах России.

Также  в 2016 году Фондом запущен конкурс «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство», в рамках которого фонд будет участвовать в проектах как соинвестор. Мы развиваем социально-преобразующее инвестирование в России, и надеемся, что эта практика получит широкое распространение в стране.

Помимо этого, мы используем такие инструменты поддержки социальных предпринимателей, как участие в создании социальных франшиз, консалтинг, мы реализуем специализированные образовательные программы.

В 2014 году Фондом создана Лаборатория социального предпринимательства, которая проводит очные, заочные и дистанционные практико-ориентированные образовательные курсы для начинающих и действующих предпринимателей.

Также в 2014 году Фондом в партнерстве с ПАО Лукойл запущен проект «Больше, чем покупка!», помогающий социальным предпринимателям с реализацией готовой продукции через ритейл-сети.


Возврат к списку

ПАРТНЕРЫ ФОРУМА


ОРГАНИЗАТОРЫ МЕРОПРИЯТИЯ